СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ


В НАЧАЛО РАЗДЕЛА
«Я СПОСОБЕН ЗАРАБОТАТЬ НЕ ТОЛЬКО РЕМЕСЛОМ АКТЕРА...»


Калигула, Воланд, граф Монте-Кристо, Мордаунт... Большинство героев, сыгранных актером Виктором Авиловым на сцене и в кино, — люди азартные. Естествен вопрос: а каков в жизни сам Виктор?
— Сам-то? Да таков, что стараюсь не подходить близко к заведениям, где идет игра. Стоит ноготку увязнуть, как мигом и с рукой расстанешься.
— Есть плачевный опыт?
— Собственного — нет. А наблюдать, как другие попадались, приходилось. В детстве, скажем, в картишки любил поиграть. На деньги. Учитывая, что это были 60-е годы, ставка в 1,5 рубля для ребят моего возраста была суммой очень приличной: на 10 рублей можно было сходить в ресторан.
Надо заметить, что в нашем дворе кроме детского стола существовал и вполне взрослый, за которым разгорались нешуточные страсти. Несколько раз при мне на кону стояла сумма в 500-700 рублей. Сумасшедшие деньги! Для сравнения, если кто не знает или забыл: зарплата была 120 рэ в месяц.
— Виктор, вот вы говорите, что играли на деньги. А деньги-то откуда брали?
— Экономил на булочках и бутербродах.
— Это было в детстве. А вот когда вы уже стали актером...
— Мне памятен один из наших первых выездов за границу с гастролями — в Австрию. Запомнился он посещением луна-парка. Помимо простых аттракционов, знакомых всем, там были и игральные автоматы. Например, один из них представлял собой что-то вроде крутящегося барабана, куда кидали монеты. И были в нем полочки, на которых собирались деньги проигравших. Барабан мог расщедриться, и тогда из него начинали сыпаться монетки.
Три раза фортуна улыбалась мне. Я слышал согревающий душу звон металла и чувствовал на себе завистливые взгляды рядом стоящих. Монеток набралось на внушительную сумму. Тут бы и сказать себе: все, баста!..
— Проигрались?
— Естественно! Правда, в моем кошельке было не очень много, а все равно жалко. Но я считаю, что игра с автоматом — все-таки невинная забава. В любой момент, если есть сила воли, уйти можно, — механизм, хоть и мудреный, за руку не схватит. А вот из-за карточного стола могут и не выпустить.
— Приходилось ли играть в казино?
— Нет. Я не представляю себе, как войду в игорный дом, не зная его правил.
Вообще же, анализируя свои отношения с азартными играми, я прихожу к неутешительному выводу: самый крупный мой выигрыш был в кино «Господин оформитель». Там я умудрился оставить без денег, дома и жены своего партнера — Михаила Козакова. Есть в том фильме сцена игры в карты. Увы, даже в кино мне это вышло боком, — участь моего героя слишком печальна.
— И все-таки — есть ли игра, которая может вас действительно захватить?
— Мне кажется, страсть не появляется, а проявляется. Это нечто врожденное, данное природой. В каждом человеке сидит игрок. Лично я большего азарта, чем на рыбалке, никогда не испытывал. Но надо заметить, что существует несколько видов рыбалки. Например, рыбу глушат динамитом. Злодейство и только! А есть еще более варварский способ уничтожения: электроудочка. Ходить по реке с бреднем или ловить рыбу сетью — тоже не совсем рыбалка. Скорее, охота. Мне приходилось участвовать в ней. Для меня больше приемлема обычная удочка.
А самая памятная рыбалка была на Ахтубе — это рукав Волги. Приехали к знакомому егерю, у которого своя фазендочка. Красота! Любой рыбак знает, что утренний клев начинается с лучом солнца. Ожидание поклевки очень схоже с ожиданием хорошего расклада. А когда точно знаешь, что в этих местах водится крупная рыба... Но на удочку в тот раз я крупную не поймал, а вот на блесну вытащил щуку килограммов на восемь. Вы бы видели, как гнулся спиннинг! Как щука ходила из стороны в сторону, сопротивлялась!
— А на настоящую охоту выезжали?
— Было несколько неудачных попыток. Наверное, поэтому к охоте я и не пристрастился. Человек, который впервые попадает на богатую рыбалку или охоту, сразу же ими заболевает.
— А на кого ходили-то?
— На тетерева отец позвал. Тетеревов было много, вылетали буквально из-под ног. Но поскольку батя — охотник непрофессиональный, то у нас ничего не получилось. Видим: сидит стая в поле, но для выстрела недосягаема. Приблизиться невозможно — поле скошено. А у птицы ведь тоже свои законы: стая клюет, а один стоит на страже, потом его сменяет другой «часовой». Мы и ночью пробовали заполучить добычу, я в один стог забирался, а отец — в другой. Но тетерев — он тоже не дурак. Рядом с подозрительными объектами вроде стога, дерева или трактора косачи не садились. Создавалось впечатление, что птицы определяли безопасное для них при выстреле расстояние.
— Какие чувства вы испытываете, держа заряженное ружье? Любите ли вы вообще оружие? Ведь в стольких фильмах вам доводилось стрелять, сражаться на шпагах...
— Оружие имеет свою магию. И я хорошо понимаю тех, кто увлекается его коллекционированием. Я бы, наверное, тоже смог стать коллекционером, но однажды задал себе вопрос: «А зачем?»
— А есть ли что-то, чем вы могли бы заболеть? Кроме актерской профессии, разумеется?
— А я не болен своей профессией. Да, мне нравится моя работа, но болеют ею или утверждают так в основном люди, которые ничего другого не умеют. Я же способен заработать на жизнь и иным ремеслом. Раньше работал на МАЗе с прицепом. Помню, вез во Внуково песок. Страшный был гололед! Ну, я скорость не рассчитал, при повороте меня понесло. Куда — непонятно, ведь ночь, ничего не видно. И главное, понимаю, что уже ничего не могу сделать, я тут — просто статист. Слава богу, остановился. Вроде цел. Выглядываю в окно — что за чертовщина? Когда это я успел в другую машину врезаться? Ее габаритные огни прямо перед глазами. В груди неприятный холодок... Но получилось, как в анекдоте про дождевого червя. Выползает червяк из-под земли, оглядывается вокруг, видит рядом другого.
— Здорово, червяк!
— Здорово. Только я не червяк, а твоя задница.
Вот так и у меня вышло, мой автопоезд просто сложился. Естественно, меня вытащили...
— Смогли бы теперь пойти дальнобойщиком?
— Запросто! Бывает, что при виде автопоезда у меня учащается пульс и возникает желание махнуть на все рукой, сесть за баранку и ехать, куда глаза глядят. Так что, если совсем честно, от одного рейса я бы не отказался и прямо сейчас.
— Вот вы упомянули про холодок в груди. Иногда он появляется, когда человек что-то предчувствует...
— Вы об интуиции? Случается! Вроде бы и понимаешь, что поступать, как ты поступаешь, нельзя. Но инерция влечет. А потом — бах! Ведь чувствовал, чуял! Есть у игроков такое понятие, как сглаз, притягивание беды. Если долго думаешь о чем-то плохом, обязательно беду накличешь.
Недавно у меня съемки в Киеве были. Я мог самолетом вернуться в Москву, поездом, но замдиректора картины предложил ехать на машине. Почему бы и нет? Выехали ранним утром. Я человек непьющий, сразу запашок от шофера почувствовал. Спрашиваю: а если, мол, милиция остановит? «Да я всего один стаканчик... Пронесет».
За город выехали, настроение поднялось, стали анекдоты рассказывать. Про гаишников... И они тут же появляются.
— А вас не узнали?
— Я спрятался в салоне. Узнали бы, обошлось дороже.
— Водить автопоезда на большие расстояния сегодня — занятие довольно рискованное. Приходилось ли вам рисковать?
— Блефовать?
— Не обязательно блефовать. Ведь риск и блеф — понятия все-таки разные...
— Блеф — это риск, но не всегда риск — это блеф! Трудно найти человека, который бы ни разу не рисковал. Даже играя в лотерею, люди рискуют. Семейным бюджетом. Конечно, они думают, будто выиграют, а это уже болезнь. У меня был случай, который, собственно, и отвратил меня от любых игр на деньги. Как-то после гастролей в Японии я купил хорошую видеокамеру. Стоила она сумасшедших денег — 1500 долларов. Потом некий приятель одолжил ее у меня, чтобы запечатлеть своего ребенка. Позже я узнал, что он проиграл мою камеру, с которой я успел сродниться, в казино. «Загнал» ее за 500 баксов.
С тех пор мне весь игорный бизнес противен. Он вызывает у меня омерзение. Люди знают, что их обманывают, а обманщики этого и не скрывают. В то время когда некоторым людям просто не на что жить, кто-то может позволить себе проиграть сумму, равную годовому бюджету провинциального города. А сколько разбитых семей, несчастных детей и жен! Сколько горя!
Проигрывают машины, квартиры, жен и детей! Где те весы, на которых можно взвесить горе, причиненное этими заведениями?
— Были ли у вас на съемках ситуации с риском, опасным для жизни?
— На съемках фильма «Однажды, 20 лет спустя». Ни для кого не секрет, что палим мы холостыми патронами. Но при этом в пистолеты заряжается настоящий порох. Помните сцену, когда в кабак врываются гвардейцы кардинала, а мушкетеры встречают их залпом? Так вот, один из каскадеров оказался на близком расстоянии от стрелявшего. Хорошо, что успел закрыть глаза. Сотни раскаленных микрочастиц пороха вонзились ему прямо в лицо. Это был не ожог, а именно порезы. Потом мы ему эти частицы выковыривали из кожи.
А в Японии, на спектакле «Гамлет», я не учел округлость сцены и, отступая от Лаэрта, упал в оркестровую яму. Зрители не поняли, в чем дело, перепугались, стали шуметь...
Кстати, вновь о блефе. На сцене и на экране он, конечно, встречается, но в основном это запланировано сценарием. Когда же блеф выходит за рамки, то возникают анекдоты. В театральной среде в ходу анекдот про дуэль Онегина и Ленского, наверняка рожденный жизнью. Когда Онегин поднимает пистолет и стреляет, дядя Вася за декорациями должен ударить по пистону. Но дядя Вася напился и про пистон, естественно, забыл... Пистолет направлен на грудь противника, а выстрела все нет. Публика ждет... Тогда Онегин снимает сапог, кидает его в Ленского и поет: «Сапог отравлен был...»
Да что там... Вот случай в нашем театре: идет пьеса известного писателя Сорокина «Щи». Разыгрывается сцена: один герой должен напугать другого, вытащив из кармана пистолет. И вот наступает момент, он — руку в карман, а там пусто. Забыл оружие в гримуборной! Актер опешил, растерялся, а мы ждем, когда же он наконец извлечет свою «пушку». Пауза затягивается. Слава богу, тот, кого должны были напугать, нашелся:
— У тебя там граната?
Сцену, конечно, он спас, но хохоту было... Так что и на сцене встречается блеф!
— И все-таки, согласитесь, жизнь без игры, без риска — как еда без соли, без приправ и специй: обязательно чего-нибудь будет не хватать организму...
— А у меня дома компьютер, и в нем полно всяких игр. Когда время позволяет, сражаюсь с чудом техники в преферанс. Иногда выигрываю, иногда проигрываю. Статистики я не веду, но, кажется, больше побед все-таки у компьютера. Вы знаете, на самом деле волнителен сам процесс. Да и радость от победы над машиной не столь велика, как в настоящей игре, хотя она и сообщает, что восхищена твоими талантами. Или, если проиграл, может и пожалеть: мы сочувствуем вам. Но как сказал когда-то Станиславский: «Не верю!» Дело в том, что компьютер никогда не забывает после совместной радости или печали добавить: сделайте покупку в сети магазинов такой-то фирмы!

Беседу вел Дмитрий ДУРОВИН
«ПОЛЕ ЧУДЕС», 2003, №5


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ | РОЛИ | ПРЕССА | НАЧАЛО — СТУДИЯ | ПАМЯТИ ВИКТОРА АВИЛОВА | ГЛАВНАЯ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО | ГОСТЕВАЯ | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ