![]() |
![]() |
||||
|
|||||
|
|||||
|
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
БЕСЕДА С ОЛЬГОЙ ШИРЯЕВОЙ. |
||||
|
В.А. …И, в принципе, были правы. Там, может, певцы и пели под фонограмму. Но пели под свою фонограмму. Там выходили в эстрадном этом представлении… выходил Вячеслав Малежик, например… Все слышат… — Он, по-моему, вживую, кстати, пел, если я не ошибаюсь. Хотя… У нас это сейчас уже всем известно, что технические возможности часто не позволяют петь вживую певцу. Он поет под фонограмму. Просто зритель научился им прощать.
Под свою фонограмму, если он еще ртом точно попадает в артикуляцию… У зрителя создалось впечатление, что «а может, он не под фонограмму пел?», он не может разобраться, и потому он не бунтует. А когда выступают все певцы под фонограмму, где записаны их собственные голоса… И вдруг выходим
Поэтому этот спектакль, я думаю, во
О.Ш. Мольер говорит, что он сначала действует, а потом думает. Мне вот интересно: а как с Авиловым обстоит дело?
— Да к сожалению, тоже частенько так бывает…
— Тогда такой вопрос. А как обстоит дело с «премьерством» в вашем театре на сегодняшний день?
— Понимаешь, если к этому слову относиться правильно, наверное, в каждом театре
— Да страна-то их мало знает по театру…
— Да, но придя вдруг в театр… зритель идет на Михаила Боярского. Если говорить о премьерстве в том плохом смысле слова, что я
— Ну, у вас есть привилегии?
— Ну у нас… в чем они, привилегии?
— У вас лично, по сравнению с остальными?
— Какие в театре могут быть привилегии? В каком-то смысле, когда мне нужно, я начинаю работать в
Привилегии у нас… Пайков, естественно, у нас нет. Пайки считать привилегией?
— Не знаю. А на гастролях вы в равные со всеми условия поставлены?
— В принципе, изначально я поставлен в равные условия. Но, приезжая на гастроли, я не могу в этих… извините, в этих хибарах. Я требую у администратора, который нас там принимает, чтобы мне дали номер-люкс, я не хочу жить в этих хибарах… Но сам эти «люксы» оплачиваю.
— Но до недавнего времени у вас же все актеры по очереди дежурили на кассе? Вы тоже дежурили?
— На кассе?
— Ну, я не знаю, как у вас это называлось. На входных билетах…
— (С большой досадой.) Понимаешь, если просто нормально об этом говорить, ну когда мне дежурить?! Ну вот мне что, перед «Гамлетом» дежурить?.. Но я просто думаю, что… не должны актеры этим заниматься. Ну что это за опять такое… молодцовство-огурцовство? Сейчас уже у меня есть моя профессия, я должен… Каждый должен делать свое дело. Правильно?
— Правильно. А то, что сейчас какие-то из актеров выполняют обязанности
— Тут я тебе скажу. Мы находимся сейчас в довольно жесткой экономической ситуации. И тут давайте считать так. У нас в театре нет таких супердотаций. И вот представь, вот у нас репертуар сейчас состоит из двадцати пяти спектаклей. Ну, актер занят в пяти. Он, мы сейчас грубо будем говорить, может заработать как актер
(Пауза.)
— Как вы относитесь к романтическим героям?
— Я ко всем… героям… хорошо отношусь.
— К героям, да? А к негероям?
— К героям, как к героям, а к негероям, можно сказать, как к негероям.
— А вы всех своих персонажей — тех, кого вы
— Кого «их»?
— Ну не знаю, возьмем какого-нибудь злодея… Сейчас придумаем. О! Возьмем картину Хилькевича. Вы как относитесь к своему герою из «Искусства жить в Одессе»?
— Ну как… это чисто профессионально: актеру предложили, актер сработал. Я согласился и сыграл эту роль. Ну и что?
— Без своего отношения к ней?
— Ну как? Если сейчас обо мне говорить… Или о том персонаже?
— О персонаже.
— Это жестокий человек? — Жестокий. Это обманутый человек?
— Обманутый — это уже намек на то, что вы сейчас его оправдываете.
— Это же наша история. Ведь сколько было обманутых оголтелых фанатов, преданных этому делу, которых самих же в тридцать седьмом и грохнули.
Я вот предполагаю судьбу, например, такого героя: вот сейчас он стрелял, вот он стреляет
— Просто существует опять-таки такая теория, что один играет: «Ух, я его сейчас заклеймлю. Я покажу, как я его не уважаю. Я
— Я в этом смысле… Я делал дело. Я сыграл предложенного мне героя. Такого оголтелого человека. А это уже совсем другой вопрос. Может быть, даже не к этому конкретному человеку: как к таким людям относиться? Ну как? Естественно, можно сейчас много говорить. Ну, естественно, негативное отношение к нему. Чего ж тут хорошего? Это понятно…
— У Гамлета есть такое сравнение: играть на флейте — это так же просто, как лгать. Лгать просто, да? Вот мне интересно, а в жизни лгать просто или нет? Вам часто врать приходиться?
— (Вздох.) Опять же… Ложь тоже разная бывает.
— Хорошо, пусть разная. Давайте поговорим о разной. Бывают же максималисты, которые вообще считают, что люди не должны говорить неправду.
— Одно дело взять и солгать ребенку. Что, дескать, не будешь слушаться, то тебя Баба-Яга заберет. Ты же лжешь, никакой Бабы-Яги нет. Ну что, это ложь?.. А бывает ЛОЖЬ, когда… Вот у нас сейчас. То, что мы делаем. Это же ложь! Все лгут.
— А вам лгать часто приходится?
— А я думаю, что любому человеку часто приходится лгать. Такая жизнь. Ну, грубо говоря,
— Да, существует.
— О лжи можно говорить и рассуждать бесконечно. Можно целые тома ей посвятить. В таком случае, тут же
— У нас сейчас время такое сумасшедшее. Все нервные, разгневанные. Выходишь на улицу, и сразу хочет тебе кто-нибудь какую-нибудь гадость сделать, еще что-нибудь… Вот, скажем, вы что почувствуете, если вашему соседу лучше, чем вам?
— Нет, вот тут я, конечно, смог в себе найти… Я понимаю понятие «сосед», и я, например, честно скажу… Когда я вижу, что сейчас люди делают дела, ну, как лучше… Ну это же сейчас элементарная зависть — вот он денег дофигища заработал… И у нас, я с сожалением вижу, что не могут они, предприниматели, много денег зарабатывать. И есть часть предпринимателей, которые не могут это сделать. Нам же долбили, что нельзя, чтобы у нас были богатые люди. А мы тут же… Я не помню, кто сказал, что оттого, что они
— Я еще о чем: я просто на примере «Таганки» знаю, что Высоцкому последние годы всё труднее становилось. Там много кто завидовал тому, что он ездит, и тому, что
— Я, честно говоря, не замечал.
— Дай-то Бог, если так. Я знаю, что Высоцкого это в последнее время здорово мучало. Это было уже настолько очевидно, что этого нельзя было не видеть. У вас там считают, «кто
— Нет. Я не берусь…
— Хорошо, вам лично чувство зависти свойственно?
— (Пауза.) Да, в общем-то, если говорить честно, наверное, всем оно свойственно. Просто… (Большая пауза.) Нужно как-то от него избавляться, что ли… Если честно говорить, всем, наверное, оно свойственно.
— Ну не в патологической форме, в общем, да?
— Да…
— Вы человек сентиментальный?
— Угу.
— А как актер?
— В смысле?
— Мало ли. Актер тоже может быть излишне сентиментальным.
— Ну я честно скажу. Во время программы «Вести» я могу… вдруг такой сюжет… слеза навернется. Хотя, казалось бы…
— И в жизни тоже плачете?
— Как — «в жизни»?
— Не на сцене, когда…
— Не, ну я говорю, я смотрю программу «Вести». И если там такой сюжет
— Понятно. Вам тщеславие свойственно?
— Тщеславие… (Задумался.)
— Ну хорошо, тогда сразу: вы мечтали быть знаменитым изначально?
— Да нет, изначально не мечтал.
— А как относитесь к популярности своей собственной?
— Популярность — она же дает какие-то… Популярность, это так сказать, побочный эффект нашей профессии. (Смех.)
— Ну — лучше бы она была или ее не было?
— Она просто выгодна. Даже хотя бы с этой точки зрения если посмотреть. Чем выше твой актерский рейтинг… тем, естественно…
— Кстати о рейтинге. Как вы относитесь к рейтингу, который провела фирма «Мигрэл» по советским киноактерам?
— А я не знаю.
— Здрасьте, тут целая презентация была. А долго в «Советском экране» они печатали списки…
— А… да-да-да.
— Потом устроили подведение итогов.
— (Кисло.) Ну как я к этому отношусь… Уже говорили, что такого… я забыл фамилию… знаменитого актера там вообще не было.
— Да. Но я до сих пор успокоиться не могу, что там Веня Смехов у нас пятый актер Советского Союза по своей популярности. Это же вообще…
— Я думаю, что если говорить без эмоций, это не может объективно отразить. Рейтинг популярности?.. Ведь актер профессиональный… сейчас вроде прошли фильмы с его
— А вот считаете ли вы, что у вас достаточно сил, мудрости, трезвости, ну силы воли, наконец, чтобы пройти медные трубы и нисколько не измениться в результате?
— Хочется в это верить. Но что значит — «нисколько не измениться»? Все мы так и так меняемся каждый день.
— В худшую сторону? Во-первых, вы умеете трезво отличать лесть от заслуженной похвалы?
— Думаю что да.
— А как вы считаете, могут ли, скажем так, «шестерки» изменить творческую или личную жизнь артиста?
— Кто такие «шестерки»?
— Ну, те, кто вокруг ходит…
— Да… наверное… Сейчас-то, может быть, с этим стало попроще…
— Почему?
— Сейчас, мне кажется, можно пробиться. Всем же известные факты, как зажимали, не давали работать, как были негласные рекомендации такие: «не снимать его»…
— А сейчас?
— Ну, сейчас, хочется верить, что вроде не существует. Сейчас даже не существует этих якобы худсоветов, которые… Раньше режиссер, которых актеров он берет на фильм, должен показать их сначала худсовету. И худсовет может сказать (елейно): «Не
— Кстати, насчет советов. Как-то обсуждаются ваши «сторонние»
— Как не интересует? Всегда если что-нибудь покажут, всегда ребята, если смотрели, подойдут и сразу начинают спрашивать: «А вот где это снимали?» Такие вопросы… обыкновенные. Житейские, что ли, их можно назвать. «Вот это вот ты полгода назад, это ты туда вот мотался, что ль, да?» Потому что обычно у каждого фильма «конечный результат» через полгода в лучшем случае бывает…
— А не то что пришел и сказал: «О, как ты здорово это сделал»?
— Но это уж от того зависит, понравилось ли ему.
— Или наоборот: «Ты чем это таким занимаешься?!»
— Естественно. У меня были такие случаи, что подходили и не раз говорили: «Вить, это ты так здорово сделал, мне так понравилось». А бывало: «Слушай, и зачем ты это делал, на фига тебе это надо?» Так что приходилось выслушивать совершенно полярные точки.
— Я вот почему спрашиваю… Мне когда-то пришлось слышать, что у вас в театре не принято обсуждать свои такие «уходы на сторону». Что это если не секрет, то, во всяком случае, обсуждению не подлежит.
— Ну, естественно, не устраивается таких обсуждений.
— Ну я понимаю, что не обсуждение, но вроде бы какая-то излишняя секретность вокруг этого существует?
— Какая секретность, что ты… Я, например, лечу в
Было время, когда у нас был общий договор, и мы не снимались… Но потом… Сейчас, я вот как начал
— У меня иногда бывают вопросы провокационные. Так что не надо принимать близко к сердцу. У меня просто было: сошлись два разных мнения. Пришли первый раз к вам «посторонние» зрители, попали в театр, и им, наоборот, всё страшно понравилось: «Ой,
— Но есть же расписание на месяц. И если у меня сейчас нету пять дней спектаклей в
— Кстати, о деньгах… Какое значение имеют деньги в вашей жизни? Вы, когда соглашаетесь на работу, вам важно, сколько за нее будут платить? На интересную, но малооплачиваемую работу пойдете? И наоборот, соответственно, на неинтересную, но за большие деньги? Что вам тут важно?
— Во-первых, естественно, сразу все взвешиваешь: интерес к роли, какую предлагают играть роль; естественно, тут же взвешиваешь объем работы. Тут же взвешиваешь: смогу ли я эту работу с театром развести. Или, может быть, с другими работами. И вот, когда эти факторы у тебя совпадают… Все мы живем в этом мире… После интересуешься и оплатой, и, я не знаю, может даже: а как я буду добираться в другой город? Как с билетами? Кто мне их будет покупать? У нас ведь на съемки нужно еще достать билет. Некоторые группы говорят: «Не волнуйся, у нас здесь будет ассистент. Когда надо будет вылетать, вам билетик либо в аэропорту, либо…» Ведь такая проблема: пойди сейчас купи билет. И тут вот
— А что оказывается важнее — известность, положение режиссера или роль, какая она — интересная или неинтересная?
— Конечно, в первую очередь, так как это
— То есть, если это окажется какой-то там студент-дипломник, это неважно. Важно, чтобы роль заинтересовала, да?
— Да, конечно. А потом, понимаешь, студент-дипломник… Это ведь все непредсказуемо. Тут, в общем-то, разница в степени риска небольшая.
— Я поэтому и спрашиваю про непредсказуемость. Предвзятости у вас нет? Вам не нужен обязательно человек с именем?
— В общем-то, для меня первое — конечно, роль.
— А вам важно, в какой компании вы будете работать или нет? Потому что, я понимаю, что
— Конечно, в общем-то, важно. Но не это главное. Тут исходишь сразу из целого набора факторов. Вот иногда: вот нет работы, ну предложат… Когда я загружен работой… тут уже не попадает ничего, а
— Как вы считаете, вы объективны в своих суждениях в искусстве, творчестве, или субъективны?
— Я вообще-то думаю, что… (смешок) объективным не может быть ни один человек.
— А вот какие-нибудь личные мотивы вы можете в себе подавить во имя, там, конечного результата?
— Да, наверное, могу.
— Вы умеете признавать свои ошибки?
— (После паузы, задумчиво.) Всякое бывало. Бывало, что признавал. Бывало, что не признавал. Наверное, умею. Я же признавал… Если говорить так: да, у меня бывало, что я признавал свои ошибки. (Уже с улыбкой.) Значит, я, наверное, умею их признавать.
— А прощения просить умеете?
— Да.
— Потому что далеко не все это могут.
— Нет, я могу.
— А других прощать умеете?
— Конечно, умею. Если человек сядет, нормально объяснит все… Я его пойму и, конечно, прощу.
— Не злопамятны?
— Вообще, в таких ситуациях, если человек правдив, откровенен… Я вот вообще считаю, что вдруг иногда ты кому-то свинью какую-то подложил, нечаянно… Тут уж лучше подойти, мне кажется, и сказать: «Слушай, прости, я понимаю, что я тебя подставил. Но я не знал, что так получится, какая-то такая была ситуация… Прости, пожалуйста». Мне кажется, это всегда лучше.
— Конечно. Просто некоторые не могут это вслух произнести. Бывает такое: все понимаешь, а подойти и сказать это не можешь.
— Конечно. Смотря степень — насколько ты подставил человека, насколько ты его надул или… Вообще, насколько он пострадал. Иногда может быть такая ситуация, что ты так подставил человека, что у тебя не хватает ни совести, ни храбрости после этого подойти к нему… Я, конечно, могу вспомнить себя в каких-то ситуациях, но… все мы бываем в таких ситуациях…
— Да нет, я конкретных примеров у тебя не требую. Просто было интересно вообще, в принципе.
У вас возникают какие-то проблемы в связи с возрастом? Ну скажем, что уходит что-то. Допустим, были какие-то роли, которые вы не успели сыграть и уже не сыграете…
— Ну кого я не сыграю? Ромео? (Задумчиво.) Ну, я, честно говоря и…
— (С улыбкой.) Перебьётесь?
— (Задумчиво.) А? — (С облегчением соглашаясь.) Перебьюсь без Ромео. Ну если так философски рассуждать, каждый возраст имеет свой… В молодости, грубо говоря, можно играть Ромео, но не можешь играть Мольера. Но зато в
— Если выбор существует, можно сделать вывод, что старости вы не боитесь?
— Все мы, наверное, боимся старости. Все мы боимся смерти. (Пауза.) Все этого боятся.
— Смерти — наверное. А старость — это понятие растяжимое… Кто-то считает, что приходит что-то другое, новое, и не боится.
— Нет, ну вообще, конечно. Если говорить о старости… обидно, что я буду старый, я не смогу легко двигаться, легко дышать… Я не смогу ласкать женщин… Я уже не смогу, я потеряю… Многое теряешь… Конечно, жаль… когда приходит старость.
Но со старостью, я надеюсь, что я стану мудрее, умнее, больше понимать по жизни. Хотя все-таки все равно печально.
— Очень модно сейчас стало цитировать Пастернака о том, что «Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель
— Нет. (С улыбкой.) У меня Галька этим занимается. У нас там и альбомы с фотографиями. И когда появляются какие-то статьи, она вырезает их и в альбом подклеивает. А я как-то… я просто по натуре как-то это… Она
— Доедем до Вашего автомобиля. Как у вас на него хватает времени?
— У меня не хватает.
— Значит, он позабыт-позаброшен у вас. Очень хорошо. А вы кому-нибудь руль своей машины доверяете?
— Доверял, но… Доверял. Было дело.
— А скорость любите?
— Да.
— А правила нарушаете?
— Да, бывает.
— А как с гаишниками общаетесь? Находите общий язык?
— Ну как? Сейчас вообще все проще стало. Раньше, когда он тебя останавливал, он мог тебя послать на лекции… А сейчас все просто стало. Сейчас у них прейскурант. За превышение скорости он точно знает, какая цена штрафа. Сейчас
— А угона машины не боитесь?
— В принципе, конечно. Этого я боюсь. Я всегда предполагаю… Украдут если
— У вас такое массовое увлечение было в
— (Снисходительно.) Чего они покупали-то? Старье! Как эти машины здесь чинить? Я просто чисто логически рассуждал. Стоит ли брать там машину, если здесь она в Москве остановится
— А много времени за рулем проводите?
— Пока была эта, я почти все время был за рулем, все передвижения. Утром
— В аварии часто попадали?
— Но в принципе… за все время у меня первая такая авария.
— А голосующих на дороге подбираете?
— Я не занимаюсь извозом вообще. Но иногда подбираю, если вижу женщину с ребенком. Последний раз было около десяти часов вечера, стоял мужчина с ребенком… Я денег не беру.
— Почему я об этом спрашиваю — мне бы в жизни не пришло в голову этот вопрос задать, но просто у моей Катерины[3] была вечеринка на Новый год, и парень у них опаздывал. Голосовал машину. Остановилась машина, с него спросили тридцатник, проехать надо было три-четыре остановки троллейбуса. И он сел. Потом выяснилось, что это был Андрюша Макаревич. Для меня это был такой большой удар. Я от него не ожидала. Без тридцатника, я думаю, он пережил бы. Со студента с гитарой в новогоднюю ночь спрашивать.
— Я просто на всякий случай с этим вообще дела не имею.
— Раньше у вас в театре играли, во всяком случае, я это застала, по два спектакля в вечер. Да?
— Как Ольга умерла, это прекратилось[4].
— Нет, я не об этом. Я про то… Какой спектакль игрался
— Нет ответа на этот вопрос у меня… На мой взгляд, иногда первый лучше проходил, а иногда второй.
— Никакой закономерности в этом не было?
— Нет, все-таки, наверное… лучше и точнее проходил второй. Потому что
— А почему играли по два спектакля? Что это? Спрос экономический, что ли? Деньги?
— Во-первых, спрос у нас был на спектакли…
— А вы считаете, что сейчас его нет?
(Конец кассеты.) | ||||
|
СТР. 1 | СТР. 2 | СТР. 3 | СТР. 4 | СТР. 5 | СТР. 6 || ЧАСТЬ 1 | ||||
|
СКАЧАТЬ в формате PDF: ЧАСТЬ 1 (2,9 Мб) | ЧАСТЬ 2 (4,9 Мб) | ||||
|