СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ


В НАЧАЛО РАЗДЕЛА
БЕСЕДА С ОЛЬГОЙ ШИРЯЕВОЙ. ЧАСТЬ 2 (31.01.1992, стр. 5)

Фото из газеты «Московский автотранспортник», 1988 г.


В.А. …И, в принципе, были правы. Там, может, певцы и пели под фонограмму. Но пели под свою фонограмму. Там выходили в эстрадном этом представлении… выходил Вячеслав Малежик, например… Все слышат… — Он, по-моему, вживую, кстати, пел, если я не ошибаюсь. Хотя… У нас это сейчас уже всем известно, что технические возможности часто не позволяют петь вживую певцу. Он поет под фонограмму. Просто зритель научился им прощать.
Виктор Авилов и Алексей Ванин. «Театр Аллы Пугачевой». Фото из архива Театра на Юго-Западе, 1987 г.
Виктор Авилов и Алексей Ванин.
«Театр Аллы Пугачевой»
Под свою фонограмму, если он еще ртом точно попадает в артикуляцию… У зрителя создалось впечатление, что «а может, он не под фонограмму пел?», он не может разобраться, и потому он не бунтует. А когда выступают все певцы под фонограмму, где записаны их собственные голоса… И вдруг выходим мы — и звучит голос Аллы Пугачевой. Люди думают: «А где же Алла-то? Что вы нам тут подсовываете?» И они, в общем-то, правы.
Поэтому этот спектакль, я думаю, во мно-огих местах, где мы с ним побывали, он все-таки сработал против нас.
О.Ш. Мольер говорит, что он сначала действует, а потом думает. Мне вот интересно: а как с Авиловым обстоит дело?
— Да к сожалению, тоже частенько так бывает…
— Тогда такой вопрос. А как обстоит дело с «премьерством» в вашем театре на сегодняшний день?
— Понимаешь, если к этому слову относиться правильно, наверное, в каждом театре есть… — ну просто, безо всяких обид… — есть премьеры… Есть актеры… в том же самом МХАТе, которых знает вся страна… Есть какие-то там традиции. Это опять к тому же вопросу о популярности. Это просто оно есть, и от этого мы никуда не можем деться. Ну что делать, если Михаила Боярского знает вся страна… Хотя он сейчас вроде бы… Я точно не знаю, но он вроде бы ушел из театра…
— Да страна-то их мало знает по театру…
— Да, но придя вдруг в театр… зритель идет на Михаила Боярского. Если говорить о премьерстве в том плохом смысле слова, что я вот — в центре, а вы мне тут давайте что-то организуйте… Это, опять же, зависит от человека конкретного. У нас же много знаменитых актеров, которых знает вся страна. Может быть, кто-то в театре и требует для себя каких-то льгот…
— Ну, у вас есть привилегии?
— Ну у нас… в чем они, привилегии?
— У вас лично, по сравнению с остальными?
— Какие в театре могут быть привилегии? В каком-то смысле, когда мне нужно, я начинаю работать в фильме, — я подхожу к Валерию Романовичу, спрашиваю: «Валерий Романович, нельзя ли меня с такого-то по такое-то число освободить». Это я заранее, за месяц. Потому что он начинает составлять репертуар, и он учитывет мою просьбу. Он действительно ставит на эти дни спектакли без моего участия. Потом я приезжаю и зато подряд уже, неделю или десять дней, шпарю спектакли с моим участием. Это как — привилегия? Как это можно назвать? Или это нормальные человеческие отношения?
Привилегии у нас… Пайков, естественно, у нас нет. Пайки считать привилегией?
— Не знаю. А на гастролях вы в равные со всеми условия поставлены?
— В принципе, изначально я поставлен в равные условия. Но, приезжая на гастроли, я не могу в этих… извините, в этих хибарах. Я требую у администратора, который нас там принимает, чтобы мне дали номер-люкс, я не хочу жить в этих хибарах… Но сам эти «люксы» оплачиваю.
— Но до недавнего времени у вас же все актеры по очереди дежурили на кассе? Вы тоже дежурили?
— На кассе?
— Ну, я не знаю, как у вас это называлось. На входных билетах…
(С большой досадой.) Понимаешь, если просто нормально об этом говорить, ну когда мне дежурить?! Ну вот мне что, перед «Гамлетом» дежурить?.. Но я просто думаю, что… не должны актеры этим заниматься. Ну что это за опять такое… молодцовство-огурцовство? Сейчас уже у меня есть моя профессия, я должен… Каждый должен делать свое дело. Правильно?
— Правильно. А то, что сейчас какие-то из актеров выполняют обязанности осветителей — это хорошо или плохо? Они свое дело делают, или нет?
— Тут я тебе скажу. Мы находимся сейчас в довольно жесткой экономической ситуации. И тут давайте считать так. У нас в театре нет таких супердотаций. И вот представь, вот у нас репертуар сейчас состоит из двадцати пяти спектаклей. Ну, актер занят в пяти. Он, мы сейчас грубо будем говорить, может заработать как актер 250 рублей в месяц. К примеру. Я цифры сейчас говорю совершенно… ни к чему не привязанные. Ему же нужно что-то есть. Он встает перед выбором. Кому повезло, приглашают в кино сниматься. Не будем скрывать, что это — престиж и доход другой. Где ему заработать? И вдруг у нас ставят спектакль. Актер не занят. У нас, в принципе, существует несколько вакантных мест. Вакансий таких: взять и сесть на свет. Но за это у нас световик получает точно так же, как актер. И вдруг актер говорит «Дайте мне заработать. — (Это чисто финансово.) — Я хочу заработать. Можно, я буду спектакль светить, уж коль так судьба сложилась, что я в нем не играю?» Тогда у нас некоторые актеры получают… Это ведется издалека, и у нас до сих пор еще некоторые актеры иногда сидят либо на свету, либо на музыке. Но это чисто, так сказать, финансовый вопрос. Хочет заработать — заработает. В принципе, у нас же в театре при теперешних экономических условиях… за все нужно платить. Это же тоже работа — провести светово спектакль. Ну, хочет человек. А я… не будем говорить о том, хочу я или не хочу. Я этого просто не могу, у меня на это нет времени. Если говорить серьезно, у меня просто много работы.
(Пауза.)
— Как вы относитесь к романтическим героям?
— Я ко всем… героям… хорошо отношусь.
— К героям, да? А к негероям?
— К героям, как к героям, а к негероям, можно сказать, как к негероям.
— А вы всех своих персонажей — тех, кого вы играете, — вы их всех понимаете или нет? Чисто по-человечески, вы что, пытаетесь их понять?
— Кого «их»?
— Ну не знаю, возьмем какого-нибудь злодея… Сейчас придумаем. О! Возьмем картину Хилькевича. Вы как относитесь к своему герою из «Искусства жить в Одессе»?
— Ну как… это чисто профессионально: актеру предложили, актер сработал. Я согласился и сыграл эту роль. Ну и что?
— Без своего отношения к ней?
— Ну как? Если сейчас обо мне говорить… Или о том персонаже?
— О персонаже.
— Это жестокий человек? — Жестокий. Это обманутый человек?
— Обманутый — это уже намек на то, что вы сейчас его оправдываете.
Владислав Симен. «Искусство жить в Одессе»
Владислав Симен.
«Искусство жить в Одессе»
— Это же наша история. Ведь сколько было обманутых оголтелых фанатов, преданных этому делу, которых самих же в тридцать седьмом и грохнули.
Я вот предполагаю судьбу, например, такого героя: вот сейчас он стрелял, вот он стреляет всех — а через два года и его могли так грохнуть. И в принципе, а что — он не обманут? Он и виноват в том, что других обманывал. Но ведь изначально они нас всех обманули. Трое — всех нас обманули. (Пауза.) Сейчас-то как… как сейчас любого можно из них судить? Кто и в какой степени виноват? В чем? Изначально все виноваты, что… Бога забыли… Это, так сказать, все мы грешны… в разной степени… перед Богом, перед людьми. Естественно, что я бы такого человека не полюбил. Но здесь просто профессия. Нужно делать фильм… Для этого нужно сыграть того-то, того-то… Предложили сыграть «отрицаловку». Это моя профессия. Я — сыграл.
— Просто существует опять-таки такая теория, что один играет: «Ух, я его сейчас заклеймлю. Я покажу, как я его не уважаю. Я тут — гррражданин». А другой, наоборот, будет находить: «Надо же оправдать человека, понять его, он потому-то и потому-то…» Вот я отсюда танцую. Есть такие рассуждения или они вообще побоку, пусть кто-то другой этой теорией занимается?
— Я в этом смысле… Я делал дело. Я сыграл предложенного мне героя. Такого оголтелого человека. А это уже совсем другой вопрос. Может быть, даже не к этому конкретному человеку: как к таким людям относиться? Ну как? Естественно, можно сейчас много говорить. Ну, естественно, негативное отношение к нему. Чего ж тут хорошего? Это понятно…
— У Гамлета есть такое сравнение: играть на флейте — это так же просто, как лгать. Лгать просто, да? Вот мне интересно, а в жизни лгать просто или нет? Вам часто врать приходиться?
(Вздох.) Опять же… Ложь тоже разная бывает.
— Хорошо, пусть разная. Давайте поговорим о разной. Бывают же максималисты, которые вообще считают, что люди не должны говорить неправду.
— Одно дело взять и солгать ребенку. Что, дескать, не будешь слушаться, то тебя Баба-Яга заберет. Ты же лжешь, никакой Бабы-Яги нет. Ну что, это ложь?.. А бывает ЛОЖЬ, когда… Вот у нас сейчас. То, что мы делаем. Это же ложь! Все лгут. Н-ну… за ту ложь… нужно отвечать…
— А вам лгать часто приходится?
— А я думаю, что любому человеку часто приходится лгать. Такая жизнь. Ну, грубо говоря, случается — опоздал туда, куда обещал. Ну, ты опоздал по одной причине, а чтобы выкрутиться, возьмешь и придумаешь другую причину. Соврешь. Ну и что? Ну как? Это ж тоже ложь. Опять же, одно дело, я возьму, если например я был… Допустим, я был в каком-то ужасном месте и знаю, что человеку, если он об этом узнает, будет неприятно… Существует же такое понятие как ложь во благо?
— Да, существует.
— О лжи можно говорить и рассуждать бесконечно. Можно целые тома ей посвятить. В таком случае, тут же возникает — праведность, правда, полуправда… (С иронией, возможно, вспоминая «Вальпургиеву ночь» с её классификациями.) Как это?.. Ложь бессовестная, ложь беспардонная — и опять же, ложь во благо… (Пауза.) В принципе, смотря с какой точки зрения… А наша профессия — лживая! Мы же лжем, в принципе. Мы же не являемся Гамлетами, Мольерами… Это же тоже… В принципе, актерское искусство — оно считается не богоугодным.
— У нас сейчас время такое сумасшедшее. Все нервные, разгневанные. Выходишь на улицу, и сразу хочет тебе кто-нибудь какую-нибудь гадость сделать, еще что-нибудь… Вот, скажем, вы что почувствуете, если вашему соседу лучше, чем вам?
— Нет, вот тут я, конечно, смог в себе найти… Я понимаю понятие «сосед», и я, например, честно скажу… Когда я вижу, что сейчас люди делают дела, ну, как лучше… Ну это же сейчас элементарная зависть — вот он денег дофигища заработал… И у нас, я с сожалением вижу, что не могут они, предприниматели, много денег зарабатывать. И есть часть предпринимателей, которые не могут это сделать. Нам же долбили, что нельзя, чтобы у нас были богатые люди. А мы тут же… Я не помню, кто сказал, что оттого, что они богаче — страна богаче, мы богаче. Вот этого никак не могут понять. Пусть им будет лучше, пусть они будут богаче, предприниматели. Может, нужно, наверное, перебороть себя, вот эту алчность в себе задавить. Нужно просто понять, что чем у них дела идут лучше, чем они богаче, тем богаче мы.
— Я еще о чем: я просто на примере «Таганки» знаю, что Высоцкому последние годы всё труднее становилось. Там много кто завидовал тому, что он ездит, и тому, что жена — иностранка, и так далее. У вас же тоже ситуация достаточно… ну хотя бы денежно отличается от другой части труппы. У вас есть какое-то ощущение, что вам просто кто-то завидует, или нет?
— Я, честно говоря, не замечал.
— Дай-то Бог, если так. Я знаю, что Высоцкого это в последнее время здорово мучало. Это было уже настолько очевидно, что этого нельзя было не видеть. У вас там считают, «кто сколько», — или что?
— Нет. Я не берусь…
— Хорошо, вам лично чувство зависти свойственно?
(Пауза.) Да, в общем-то, если говорить честно, наверное, всем оно свойственно. Просто… (Большая пауза.) Нужно как-то от него избавляться, что ли… Если честно говорить, всем, наверное, оно свойственно.
— Ну не в патологической форме, в общем, да?
— Да…
— Вы человек сентиментальный?
— Угу.
— А как актер?
— В смысле?
— Мало ли. Актер тоже может быть излишне сентиментальным.
— Ну я честно скажу. Во время программы «Вести» я могу… вдруг такой сюжет… слеза навернется. Хотя, казалось бы…
— И в жизни тоже плачете?
— Как — «в жизни»?
— Не на сцене, когда…
— Не, ну я говорю, я смотрю программу «Вести». И если там такой сюжет вдруг — елки-палки, аж слеза навернулась… Не в том смысле, что я…
— Понятно. Вам тщеславие свойственно?
— Тщеславие… (Задумался.)
— Ну хорошо, тогда сразу: вы мечтали быть знаменитым изначально?
— Да нет, изначально не мечтал.
— А как относитесь к популярности своей собственной?
— Популярность — она же дает какие-то… Популярность, это так сказать, побочный эффект нашей профессии. (Смех.)
— Ну — лучше бы она была или ее не было?
— Она просто выгодна. Даже хотя бы с этой точки зрения если посмотреть. Чем выше твой актерский рейтинг… тем, естественно…
— Кстати о рейтинге. Как вы относитесь к рейтингу, который провела фирма «Мигрэл» по советским киноактерам?
— А я не знаю.
— Здрасьте, тут целая презентация была. А долго в «Советском экране» они печатали списки…
— А… да-да-да.
— Потом устроили подведение итогов.
(Кисло.) Ну как я к этому отношусь… Уже говорили, что такого… я забыл фамилию… знаменитого актера там вообще не было.
— Да. Но я до сих пор успокоиться не могу, что там Веня Смехов у нас пятый актер Советского Союза по своей популярности. Это же вообще…
— Я думаю, что если говорить без эмоций, это не может объективно отразить. Рейтинг популярности?.. Ведь актер профессиональный… сейчас вроде прошли фильмы с его участием — вроде и популярность возросла. Потом чуть позабылся, нет фильмов с его участием — вроде и популярность падает. Это вещь такая… непостоянная…
— А вот считаете ли вы, что у вас достаточно сил, мудрости, трезвости, ну силы воли, наконец, чтобы пройти медные трубы и нисколько не измениться в результате?
— Хочется в это верить. Но что значит — «нисколько не измениться»? Все мы так и так меняемся каждый день.
— В худшую сторону? Во-первых, вы умеете трезво отличать лесть от заслуженной похвалы?
— Думаю что да.
— А как вы считаете, могут ли, скажем так, «шестерки» изменить творческую или личную жизнь артиста?
— Кто такие «шестерки»?
— Ну, те, кто вокруг ходит…
— Да… наверное… Сейчас-то, может быть, с этим стало попроще…
— Почему?
— Сейчас, мне кажется, можно пробиться. Всем же известные факты, как зажимали, не давали работать, как были негласные рекомендации такие: «не снимать его»…
— А сейчас?
— Ну, сейчас, хочется верить, что вроде не существует. Сейчас даже не существует этих якобы худсоветов, которые… Раньше режиссер, которых актеров он берет на фильм, должен показать их сначала худсовету. И худсовет может сказать (елейно): «Не снима-айте этого, пожалуйста». И режиссер, в принципе, либо должен был идти в лоб и спорить… Но там же ведь тогда могли, в принципе, и его убрать… Или должен прислушиваться к худсовету. Сейчас худсоветов нет уже. Значит, все-таки, это проще стало. Сейчас, если режиссер берет актера, он ни с кем уже не советуется. Значит, «шестерки» сейчас меньше могут влиять, но, наверное, еще могут.
— Кстати, насчет советов. Как-то обсуждаются ваши «сторонние» работы — теле- и киноработы — в театре? Вашими коллегами? Вам вообще интересно знать их мнение о том, что вы делаете не в театре? Или нет? Или это вообще никого не интересует? У каждого своя жизнь?
— Как не интересует? Всегда если что-нибудь покажут, всегда ребята, если смотрели, подойдут и сразу начинают спрашивать: «А вот где это снимали?» Такие вопросы… обыкновенные. Житейские, что ли, их можно назвать. «Вот это вот ты полгода назад, это ты туда вот мотался, что ль, да?» Потому что обычно у каждого фильма «конечный результат» через полгода в лучшем случае бывает…
— А не то что пришел и сказал: «О, как ты здорово это сделал»?
— Но это уж от того зависит, понравилось ли ему.
— Или наоборот: «Ты чем это таким занимаешься?!»
— Естественно. У меня были такие случаи, что подходили и не раз говорили: «Вить, это ты так здорово сделал, мне так понравилось». А бывало: «Слушай, и зачем ты это делал, на фига тебе это надо?» Так что приходилось выслушивать совершенно полярные точки.
— Я вот почему спрашиваю… Мне когда-то пришлось слышать, что у вас в театре не принято обсуждать свои такие «уходы на сторону». Что это если не секрет, то, во всяком случае, обсуждению не подлежит.
— Ну, естественно, не устраивается таких обсуждений.
— Ну я понимаю, что не обсуждение, но вроде бы какая-то излишняя секретность вокруг этого существует?
— Какая секретность, что ты… Я, например, лечу в Свердловск — я же не скрываю, что завтра улетаю… Ребята спрашивают: «Куда?» — «Да вот, в Свердловск… Пока „Король“ или чего еще идет…» Как это можно скрыть? Вот Ванин Лешка наберет номер, скажет: «Слушай, Витю позови…» Мало ли. Ну и что? Галка же не будет скрывать, она скажет: «Леш, его нету» — «Где он?» — «Его нету». Он скажет: «А он мне нужен. А где он?» Она не будет скрывать, она всегда скажет: «Леш, он будет тогда-то». «Да, а что он снимает?» Если она знает, то ответит.
Было время, когда у нас был общий договор, и мы не снимались… Но потом… Сейчас, я вот как начал сниматься — и пошло. Вот Гриня недавно в Одессе был. Все знают, что летал. Я особо не интересовался, но я знаю, что он всего два денька там пробыл. Какая-то небольшая роль. А с чего это ты взяла, что какая-то секретность?
— У меня иногда бывают вопросы провокационные. Так что не надо принимать близко к сердцу. У меня просто было: сошлись два разных мнения. Пришли первый раз к вам «посторонние» зрители, попали в театр, и им, наоборот, всё страшно понравилось: «Ой, приходишь — с тобой здороваются, прощаются, тебя как в гостях принимают, на лучшее место сажают… Боже мой, такого нигде нету!» А с другой стороны — случайно совпало — мне в тот же день сказали: «У нас не принято разговаривать на тему о том, кто что сейчас делает, кто куда уехал, кто что завтра будет играть. Это всё… У каждого своя жизнь, и других она не касается».
— Но есть же расписание на месяц. И если у меня сейчас нету пять дней спектаклей в театре — у меня, у Коппалова, у кого угодно… То… делать-то, в принципе, в театре в эти дни не-че-го. И почему на три дня любой из актеров может поехать на съемки. Я приезжаю, например, сажусь в курилку с ребятами: «Во, сейчас был в Свердловске». — «Что ты там делал?» — «Да кино снимаю, ладно, не в этом дело». Все равно, какие-то впечатления привозишь. Или, например, сообщаю такие вещи: «С наличкой в банках беда. Что такое творится — ничего не пойму».
«Сафари №6»
«Сафари №6»
Обсуждаем уже эту проблему. А естественно, что, говоря об этом, я уже сказал, что я был там. Меня по ходу спросили: «Чего?» — «Снимаюсь, стреляю из автомата, бегаю». — «А что за фильм?» — «Да вот такой фильм. Я не об этом хочу сказать, погоди. Так вот. Там в банках уже три недели не могут начислить деньги ни одной организации. Что это такое?» — Так что просто из параллельных разговоров всё равно…
— Кстати, о деньгах… Какое значение имеют деньги в вашей жизни? Вы, когда соглашаетесь на работу, вам важно, сколько за нее будут платить? На интересную, но малооплачиваемую работу пойдете? И наоборот, соответственно, на неинтересную, но за большие деньги? Что вам тут важно?
— Во-первых, естественно, сразу все взвешиваешь: интерес к роли, какую предлагают играть роль; естественно, тут же взвешиваешь объем работы. Тут же взвешиваешь: смогу ли я эту работу с театром развести. Или, может быть, с другими работами. И вот, когда эти факторы у тебя совпадают… Все мы живем в этом мире… После интересуешься и оплатой, и, я не знаю, может даже: а как я буду добираться в другой город? Как с билетами? Кто мне их будет покупать? У нас ведь на съемки нужно еще достать билет. Некоторые группы говорят: «Не волнуйся, у нас здесь будет ассистент. Когда надо будет вылетать, вам билетик либо в аэропорту, либо…» Ведь такая проблема: пойди сейчас купи билет. И тут вот актеры — каждый по-своему изгаляется… Кто-то там за шоколадку достает. Кто-то там… Так что сначала, естественно, обсуждаешь такие чисто деловые вещи. Естественно, и об оплате разговариваешь… А иногда, если очень интересная роль, даже и не говоришь об оплате. Все равно же знаешь, что тебе заплатят. Примерно все мы знаем, какие расценки. Ну, там плюс-минус, но… Я же знаю, что не бесплатно приглашают. Если сроки совпадают и так далее; естественно, потом говорим и об оплате.
Виктор Авилов в период съемок фильма «Растворенное зло». Фото Константина Корнеенкова из архива Анны и Александра Ивановых.
На съемках фильма
«Растворенное зло»[1]
— А что оказывается важнее — известность, положение режиссера или роль, какая она — интересная или неинтересная?
— Конечно, в первую очередь, так как это мое конечно, роль.
— То есть, если это окажется какой-то там студент-дипломник, это неважно. Важно, чтобы роль заинтересовала, да?
— Да, конечно. А потом, понимаешь, студент-дипломник… Это ведь все непредсказуемо. Тут, в общем-то, разница в степени риска небольшая.
— Я поэтому и спрашиваю про непредсказуемость. Предвзятости у вас нет? Вам не нужен обязательно человек с именем?
— В общем-то, для меня первое — конечно, роль. Интересная — не интересная. Потом: кто, смотря, предлагает. Но и это тоже…
— А вам важно, в какой компании вы будете работать или нет? Потому что, я понимаю, что Тепцов — это была одна компания, а Антон Васильев[2], это, извините, ну совсем из другого огорода. Вам это важно, или вам всё равно с кем?
— Конечно, в общем-то, важно. Но не это главное. Тут исходишь сразу из целого набора факторов. Вот иногда: вот нет работы, ну предложат… Когда я загружен работой… тут уже не попадает ничего, а иногда — ну нет работы. Говорят: снимись там у студента несколько дней, он тебе хорошо заплатит. Почему бы не заработать?
— Как вы считаете, вы объективны в своих суждениях в искусстве, творчестве, или субъективны?
— Я вообще-то думаю, что… (смешок) объективным не может быть ни один человек.
— А вот какие-нибудь личные мотивы вы можете в себе подавить во имя, там, конечного результата?
— Да, наверное, могу.
— Вы умеете признавать свои ошибки?
(После паузы, задумчиво.) Всякое бывало. Бывало, что признавал. Бывало, что не признавал. Наверное, умею. Я же признавал… Если говорить так: да, у меня бывало, что я признавал свои ошибки. (Уже с улыбкой.) Значит, я, наверное, умею их признавать.
— А прощения просить умеете?
— Да.
— Потому что далеко не все это могут.
— Нет, я могу.
— А других прощать умеете?
— Конечно, умею. Если человек сядет, нормально объяснит все… Я его пойму и, конечно, прощу.
— Не злопамятны?
— Вообще, в таких ситуациях, если человек правдив, откровенен… Я вот вообще считаю, что вдруг иногда ты кому-то свинью какую-то подложил, нечаянно… Тут уж лучше подойти, мне кажется, и сказать: «Слушай, прости, я понимаю, что я тебя подставил. Но я не знал, что так получится, какая-то такая была ситуация… Прости, пожалуйста». Мне кажется, это всегда лучше.
— Конечно. Просто некоторые не могут это вслух произнести. Бывает такое: все понимаешь, а подойти и сказать это не можешь.
— Конечно. Смотря степень — насколько ты подставил человека, насколько ты его надул или… Вообще, насколько он пострадал. Иногда может быть такая ситуация, что ты так подставил человека, что у тебя не хватает ни совести, ни храбрости после этого подойти к нему… Я, конечно, могу вспомнить себя в каких-то ситуациях, но… все мы бываем в таких ситуациях…
— Да нет, я конкретных примеров у тебя не требую. Просто было интересно вообще, в принципе.
У вас возникают какие-то проблемы в связи с возрастом? Ну скажем, что уходит что-то. Допустим, были какие-то роли, которые вы не успели сыграть и уже не сыграете…
— Ну кого я не сыграю? Ромео? (Задумчиво.) Ну, я, честно говоря и…
(С улыбкой.) Перебьётесь?
(Задумчиво.) А? — (С облегчением соглашаясь.) Перебьюсь без Ромео. Ну если так философски рассуждать, каждый возраст имеет свой… В молодости, грубо говоря, можно играть Ромео, но не можешь играть Мольера. Но зато в 50–60 лет я смогу играть Лира. Всегда существует выбор.
— Если выбор существует, можно сделать вывод, что старости вы не боитесь?
— Все мы, наверное, боимся старости. Все мы боимся смерти. (Пауза.) Все этого боятся.
— Смерти — наверное. А старость — это понятие растяжимое… Кто-то считает, что приходит что-то другое, новое, и не боится.
— Нет, ну вообще, конечно. Если говорить о старости… обидно, что я буду старый, я не смогу легко двигаться, легко дышать… Я не смогу ласкать женщин… Я уже не смогу, я потеряю… Многое теряешь… Конечно, жаль… когда приходит старость.
Но со старостью, я надеюсь, что я стану мудрее, умнее, больше понимать по жизни. Хотя все-таки все равно печально. Старость — это грустно, и всё…
— Очень модно сейчас стало цитировать Пастернака о том, что «Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества — самоотдача…» Меня в этой связи интересует, как вы относитесь к архивам? Вы сами собираете свои программки, афиши? Фотографии по стенкам развешиваете? Рецензии на себя?.. Есть в вас вот это? Или пусть этим занимаются другие?
— Нет. (С улыбкой.) У меня Галька этим занимается. У нас там и альбомы с фотографиями. И когда появляются какие-то статьи, она вырезает их и в альбом подклеивает. А я как-то… я просто по натуре как-то это… Она собирает — и ладно, и слава Богу.
— Доедем до Вашего автомобиля. Как у вас на него хватает времени?
— У меня не хватает.
— Значит, он позабыт-позаброшен у вас. Очень хорошо. А вы кому-нибудь руль своей машины доверяете?
— Доверял, но… Доверял. Было дело.
— А скорость любите?
— Да.
— А правила нарушаете?
— Да, бывает.
— А как с гаишниками общаетесь? Находите общий язык?
— Ну как? Сейчас вообще все проще стало. Раньше, когда он тебя останавливал, он мог тебя послать на лекции… А сейчас все просто стало. Сейчас у них прейскурант. За превышение скорости он точно знает, какая цена штрафа. Сейчас остановился — бац-бац и все. Свободен. Сейчас так все просто стало. И хорошо.
— А угона машины не боитесь?
— В принципе, конечно. Этого я боюсь. Я всегда предполагаю… Украдут если машину — я об этом иногда думаю — будет неприятно.
— У вас такое массовое увлечение было в Японии — все актеры себе машины покупали. А почему вы как-то в стороне оказались?
(Снисходительно.) Чего они покупали-то? Старье! Как эти машины здесь чинить? Я просто чисто логически рассуждал. Стоит ли брать там машину, если здесь она в Москве остановится здесь — и все. Все-таки с нашими отечественными марками попроще. Конечно, если иномарку новую — все-таки, можно сказать, гарантированно года четыре она будет ходить. Все-таки качество у них выше. Но… Они же не новые брали. Ну и что? Вот они привезли, и у всех начали появляться проблемы. Так что я, в принципе, с одной стороны не жалею, что я этого не сделал… На ней, конечно, приятно поездить, у них ход совсем другой, но, с другой стороны, едешь на этой «тойоте» с ребятами… И вдруг — у-у-ух! — колдобина. «О, — думаешь, — попала!»
— А много времени за рулем проводите?
— Пока была эта, я почти все время был за рулем, все передвижения. Утром поехал — за рулем, сюда поехал — за рулем, и отсюда поехал — за рулем…
— В аварии часто попадали?
— Но в принципе… за все время у меня первая такая авария.
— А голосующих на дороге подбираете?
— Я не занимаюсь извозом вообще. Но иногда подбираю, если вижу женщину с ребенком. Последний раз было около десяти часов вечера, стоял мужчина с ребенком… Я денег не беру.
— Почему я об этом спрашиваю — мне бы в жизни не пришло в голову этот вопрос задать, но просто у моей Катерины[3] была вечеринка на Новый год, и парень у них опаздывал. Голосовал машину. Остановилась машина, с него спросили тридцатник, проехать надо было три-четыре остановки троллейбуса. И он сел. Потом выяснилось, что это был Андрюша Макаревич. Для меня это был такой большой удар. Я от него не ожидала. Без тридцатника, я думаю, он пережил бы. Со студента с гитарой в новогоднюю ночь спрашивать.
— Я просто на всякий случай с этим вообще дела не имею.
— Раньше у вас в театре играли, во всяком случае, я это застала, по два спектакля в вечер. Да?
— Как Ольга умерла, это прекратилось[4].
— Нет, я не об этом. Я про то… Какой спектакль игрался лучше — первый или второй? Почему?
— Нет ответа на этот вопрос у меня… На мой взгляд, иногда первый лучше проходил, а иногда второй.
— Никакой закономерности в этом не было?
— Нет, все-таки, наверное… лучше и точнее проходил второй. Потому что первый — он как повторение шел, как репетиция. Но с другой стороны, хотя на втором было меньше технического брака, может, меньше текстовых ошибок… Но зато на первом ты немножко весь вымотаешься, на второй силенок нет.
— А почему играли по два спектакля? Что это? Спрос экономический, что ли? Деньги?
— Во-первых, спрос у нас был на спектакли…
— А вы считаете, что сейчас его нет?
(Конец кассеты.)


СТР. 1  |  СТР. 2  |  СТР. 3  |  СТР. 4  |  СТР. 5  |  СТР. 6  ||  ЧАСТЬ 1

СКАЧАТЬ в формате PDF:  ЧАСТЬ 1 (2,9 Мб)  |  ЧАСТЬ 2 (4,9 Мб)


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ | РОЛИ | ПРЕССА | НАЧАЛО — СТУДИЯ | ПАМЯТИ ВИКТОРА АВИЛОВА | ГЛАВНАЯ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО | ГОСТЕВАЯ | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ