![]() |
![]() |
||||
|
|||||
|
|||||
|
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
АКТЕР С ТОГО СВЕТА
|
||||
Виктор Авилов.
Фото Л. и С. Дроздовых из архива Ларисы Авиловой. Херсон, 25 апреля 2004. Виктор Авилов на сцене
Театра на Таганке. Фото Дмитрия Чижкова, 25 января 1999 г.
Алексей Гущин
«На дне».
Актер — Виктор Авилов. Фото Александра Кузнецова |
|
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ | |||
|
|||||
|
Сек, унда!!! | ||||
Да! Жарища. А я за четыре двенадцать взял. Была ж цена на водку! Если бы сейчас она так стоила, все бы точно бросили бы пить. Ну не спиваться же, в самом деле. Да не об том речь. К другу я приехал на работу, к Пашке Антипову. Он работал на 2-м автокомбинате, КрАЗы-МАЗы
— Ну, готово!
Потом обошел вокруг МАЗа, остановился на минуту у кабины в позе Гоголя. Да в этот момент он был похож на Гоголя. Нос, глаза навыкате, стрижка, руки, скрещенные на груди. Но через секунду он уже в кабине. Сплюнув на руки и потерев ладонь об ладонь руками, сказал:
— Поехали!
Ну, Гагарин да и только! Разгон по раскаленному асфальту, визг резины. И «ступень» ракеты отделяется от основной рамы. Кабина пилота отстегнулась и поехала в сторону асфальта. Видно, пилот забыл закрепить замок кабины. Кто видел это, не мог удержаться от смеха. Только один не смеялся. Водила МАЗа. Естественно, неудобно смеяться, вылезая из отстегнувшейся кабины. Но все равно малый оказался проворный. Быстро пристегнул кабину на место.
— Вот это артист! Вот это показал высший пилотаж! — сказал я Пашке, закусывая луком очередной выпитый стакан.
Лет тридцать назад этот случайный спектакль я видел. Вернее, такая жизненная миниатюра. Интересно? Познакомился бы я с этим парнем в тот день, как бы все у меня по жизни пошло? Вот жизнь интересная штука. Как же все рассчитано в небесной канцелярии. По секундам! Да, секунда, а дороговато стоит. Да что там говорить. Отвлекусь на секунду.
Расскажу вам один случай. Неприятно вспоминать. Но. К пешеходному переходу подъезжает Жигули, а по переходу идет девушка. Молодая, красивая, стройная как тополек. Видно, водитель хочет пропустить девушку, но девушка показывает рукой, чтобы проезжал. На проезжей части только девушка и Жигули. Вдруг, непонятно откуда, на бешеной скорости сзади Жигулей появляется бэха, то есть БМВ. Чтобы избежать столкновения с Жигулями, водитель БМВ решил уйти влево. В этот момент девушка стояла на пешеходном переходе, часть которого находилась в левом крайнем ряду, по которому летела бэха. Все так происходило медленно в эту секунду, что я смог разглядеть лицо этой девушки. Вернее, взгляд. Она не испугалась, нет. Она удивилась. Такое неописуемое удивление — лицо Моны Лизы теряется в сравнении с лицом этой девушки. Я часто после той секунды проезжаю мимо этого пешеходного перехода и замечаю на осветительном столбе поминальный веночек. Вот она, сек и унда! Очень дорогого стоит.
Но я о своей секунде. Ну, подойди тогда к этому парню, ну, предложи выпить, что ли! Или поинтересуйся, что случилось, так, для знакомства… Интересно, как эта секунда повернула бы ход моей жизни и того парня?
|
|||||
|
Знакомство с театром | ||||
«Э-эх! Люблю блатную жизнь! Воровать боюсь!» — говаривал мой отец. А мне вот
— Вы с Собчак, с Ксюхой, как близняшки, прете по косогорам да бездорожью напропалую. Только она со связями, ей легче. А ты?
А я чего, я ничего. Вон Славку встретил. А он и дал толчок.
С завершением книги у меня не получалось. Дал я ему книгу почитать. Он
— Дам я твою книгу почитать нашему художественному руководителю?
— А чего же не дать, дай, — ответил я ему.
После некоторого времени мы со Славой встретились, он мне предложил:
— А не хочешь работать в нашем театре?
— Кем? Полотером? — спросил я.
— Нет, актером. Правда, я это не решаю. Но, вроде бы, Белякович прочел твою книгу и сказал: «Ну, приводи своего артиста».
Слава в то время выпивал. Чего такого? все выпивают, вон Ельцин тоже выпивал, и тоже буровил, чего ни попадя, а
Скажу сразу, что до этого дня я уже через Славу познакомился с некоторыми актерами из Театра на Юго-Западе и посмотрел не один спектакль. Так что, можно сказать, я вплотную сблизился с искусством. А если говорить серьезно, что-то внутри перевернулось, вспомнилось детство. Театральный кружок. В общем, потянуло в театр. Заболел. Против СПИДа
Иду на стрелку к Беляковичу, сам не знаю, с какой надеждой. Я все понимаю: мне через год пятьдесят стукнет, да и языков не знаю, да и мои университеты вразрез с их
— Как мне это все знакомо! — говорит Белякович, возвращая мне мою
— Значит, понравилось? — спросил, беря книгу. — Ну а как со мной?
— Давай на эту тему попозже поговорим. Извини, я сейчас спешу.
Действительно, встреча произошла прямо у дверей его кабинета, откуда он выходил с сумкой. Ну, потом так потом. Естественно, человек занятой. Ведь Белякович сразу не послал куда-нибудь.
Ох, уж этот театр! Нет, слово «театр» звучит хорошо. А вот что под этим «хорошо» скрывается?
Мне так стало интересно, что я с головой ушел в процесс познания театральной жизни. Времени у
Когда-то давно, очень, я бы сказал, давно, я выучил «Ваньку» Чехова. И очень мне по сердцу горьковский Сатин, особенно последний его монолог про человека, что
Я приходил на все спектакли, где задействован Гришечкин, а после окончания спектакля, зайдя в гримерку или просто сидя в зале, ждал, когда Слава переоденется и займется моим обучением.
Как-то после спектакля мы со Славой оказались в гримерке. Там помимо нас были еще актеры,
— А вот стол Авилова, — сказал он.
И все стали дружно, наперебой рассказывать о Вите. Я знал, что Витя служит в этом театре, но
— А я тоже как-то встречался с ним, — сказал я и рассказал историю ребятам.
— А вот на ловца и зверь бежит, — сказал Слава, вытянув руку в сторону двери, как Ленин.
Я обернулся. В дверях стоял Авилов.
— Ну что, присоединяйся! — предложил Слава Вите.
— Да ты что? Я же в завязке! Спасибо. Знаешь, когда
— А мы тут о тебе вспомнили. Да вот и Леха про тебя тут
— А что же тут такого, я в Ясенево жил, — ответил Витя.
— А я до сих пор живу. Алексей, — протянув руку Вите, сказал
Но тут встрял Коппалов Володя:
— Ну! Ну, ты это, загнул!
|
|||||
|
|||||
— Леха, я спектакль поставил, «Молодые люди» называется! Придешь посмотреть? — спросил меня как-то Славка.
— Спрашиваешь! Конечно, приду, — сказал я.
Спектакль прошел на «ура». Полный аншлаг. Правда, в Театре на Юго-Западе всегда аншлаг. Зал маленький, всего сто двадцать мест, но желающих попасть в этот театр всегда больше. Спектакль молодежный, в духе времени. Мне, хоть я и не молодежь, понравилось, а кому-то!.. Да не о том речь.
Как-то по телевизору смотрю (я стараюсь не смотреть этот аппарат, но тут смотрю) — Белякович Валерий Романович, собственной персоной, интервью дает. Это, правда, интересно. Ведущий, не буду его фамилию называть, задает вопросы своему визави. Довольно-таки интересные. Мол, как у вас в театре дела? На что Белякович и говорит:
— Дела хороши, да только зазнались актеры, пердуны старые! Палец в рот не
На что ведущий ему, мол, интриг в театре не хватает? На что Белякович: «А как ты думал, мил человек? Интрига в театре
А я все готовлюсь к вступительным экзаменам в Театр на
А тут случай подвернулся. В конце года затеял Белякович «Встречу с песней». Вот Славка и предложил:
— После «Встречи с песней» зрители расходятся, а персонал встречу будет продолжать в буфете. Вот там и почитай свои рассказы.
Сказано — сделано. Вечер удался на славу. Дело к ночи. Буфет гудит, актеры гуляют. Микрофон передают из рук в руки. Вдруг ко мне подходит Славка и говорит:
— Будешь читать свои рассказы?
— А стоит ли? Я чувствую, всем уже не до моих
— А сейчас прочтет свой рассказ мой друг Алексей, которого вы все знаете, и который никого и ничего не
— Леха! Молодец! Браво!
Ну, гулянье подходило к самому разгару. Так что я решил, чтобы не расплавиться от угара, свалить.
Иду через служебный выход. Ба! Витька Авилов в курилке один сидит. Курит.
— Витек? А ты что не со всеми? — спросил.
— Да я в этом театре сам по себе. Тем более, не пью. Покурю да домой
— Ну, поехали, отвезу, — предложил я.
— Да ты в Ясенево живешь, а я — на Полежаевской. В другую же
— Для бешеной собаки сто километров — не крюк. |
|||||
|
|||||
Путь домой иногда проходит через проспект Вернадского, мимо Театра на
— Витя! А что это у тебя в районе солнечного сплетения? Как
— Да все собираюсь выдавить, да никак руки не
— Ну-ну. Давить, надо знать, чего. Один на лице выдавил прыщ, да
— Бывает. Ладно, пойду, скоро мой выход. — Витя затушил сигарету и пошел на сцену.
После спектакля я зашел к Славе в гримерку. Славкин и Витин столики рядом. Витя сидит ко мне спиной. На спине, ближе к пояснице, рядом с позвоночником, с левой
— Витя! А это что за опухоль? — опять пристал я.
— Да черт ее знает. Вроде не беспокоит, — ответил он.
— Ты знаешь, это нездоровая хреновина, — сказал я.
— Да времени нет. Немного освобожусь и займусь
|
|||||
|
От редактора книги | ||||
Дорогой читатель!
Вашему вниманию был представлен фрагмент будущей книги «Актер с того света», которая в настоящий момент готовится к изданию. Книга повествует о последних днях великого русского актера Виктора Авилова, о том, как он жил и как уходил из жизни. Автор Алексей Гущин, артист театра «Киноспектакль», в котором последние годы своей жизни играл и В.Авилов, его коллега и друг рассказывает о том, как вместе с Виктором надеялись на то, что удастся победить болезнь, ждали чуда. А.Гущин в течение трех последних месяцев В.Авилова находился с ним неотступно, сделал все, что только мог, чтобы помочь выстоять, и был рядом с другом в его последнюю минуту. Незаживающая рана, которую оставила в судьбе Алексея смерть безвременно ушедшего друга, служит камертоном для
Сейчас автор пытается издать книгу типографским способом. А.Гущин считает, что книга должна быть издана в память о любимом народом актере, так как электронная версия легко затеряется в
Алексей ГУЩИН
|